«Люди хотят поэзии на. .?»

 

(материал подготовлен специально для издания «Концертная Правда»,

Петербург-Концерт, http://petroconcert.spb.ru)

 

 

Известный питерский рок-журналист Андрей Бурлака высказал как-то мысль о том, что главной проблемой нынешних молодых коллективов является отсутствие в их репертуаре своего 100%-го хита. Той песни, которая стала бы визитной карточкой группы. Для команды «Полюса», возглавляемой Ильёй Разиным, такой проблемы более не существует. Фразу «Люди хотят поэзии на…» сегодня хотя бы однажды не произнёс только немой. Став по-настоящему народной, она используется этим самым народом к месту и ни к месту, служит для выражения подчас прямо противоположных настроений. И хотя часть людей, произносящих эти слова, понятия не имеет о существовании группы «Полюса», а звучная фамилия Разин ассоциируется у них лишь с пенным слабоалкогольным напитком сомнительного качества, всё чаще в ответ на риторический вопрос «Чего же ты хочешь от этой жизни?» можно услышать цитату из песни «Поэзия».

Первоначальный акустический дуэт Ильи Разина и Дениса Дулицкого постепенно трансформировался в полноценный электрический коллектив. Не удовлетворившись демо-записью, произведённой в 2001 году в подвале магазина «Живой Звук» на Невском 130, ребята отправились на студию «Добролёт», где осенью нынешнего года создали альбом «Поэзия», выход которого стал одним из наиболее интересных событий уходящего года в культурной жизни Северной Столицы. Презентация пластинки прошла 30-го октября в клубе «RED».

 

 

…ни киноэкранов, ни телевизора, ни того, что лекарями в рецептах прописано…

Илья, «Полюса» долго писали альбом?

Нет, очень быстро записали, за месяц.

И ты доволен записью?

Знаешь, я так устал от многочисленных прослушиваний материала во время работы, что к моменту её завершения уже мало что понимал. Мне немножко всё это опротивело, и, наверное, должно пройти какое-то время, прежде чем я послушаю-таки альбом.

Вы писались без метронома?

Без. Это слышно. Такая музыка должна звучать свободно. В исполнении музыки под метроном есть что-то механическое. К примеру, разволновался человек – всё пошло быстрее. А так – разволновался, а музыка всё равно звучит в одном и том же темпе. Мы где-то приседаем, где-то ускоряемся. Не всегда ровные дырки, напряжённые такие. Зато живые!

А с выпуском что за тема была?

Дело в том, что когда появляется какая-то молодая команда и пробивается, скажем, на радио, она попадает в поле зрения рекорд-компаний. Их немного: CD-Land, Мистерия Звука, Real Records, ещё несколько более мелких. И они все между собой связаны, потому что дистрибьюторская сеть одна на всех. Поэтому условия, которые они предлагают, абсолютно одинаковы и, как правило, абсолютно невыгодны молодым группам. Причём, даже если какая-то из компаний и захочет предложить более приемлемые правила игры, её тут же потопят остальные.

И тогда вы вышли на «KDK-records». Это независимый лейбл?

KDK – полностью независимый лейбл, они ведь пираты. Им абсолютно плевать на какие-то московские темы, дистрибьюторские расклады и т.д. Нам когда-то предлагал издаться «Караван», но у них вообще странная система: им приносишь запись, они издают 1000 кассет, 100 из которых отдают тебе. Типа, продавай сам! То есть расплачиваются не деньгами, а пластмассой. А завлекают они тем, что говорят: «Мы издавали первые два альбома Ночных Снайперов!»

Судя по тому, как ты шаришь во всём этом, продюсерской и организаторской работой для коллектива «Полюса» ты занимаешься сам?

На самом деле ничем подобным я не занимаюсь. Немножко вник в то, что там происходит… Продажами записанного материала занимается Геннадий Бочинский. Вот он – действительно голова; давно уже съел собаку на этом деле, продавая себя. Хитрый алтайский лис!

 

 

…ни ритмов латино, ни афро-кубано, ни тоника в синих банках, ни вытья растамана…

Откуда возникла эта фраза «Люди хотят поэзии на…»?

Это целая история.

Я весь – внимание…

Очень редко я смотрю телевизор, но как-то однажды, придя домой, включил Муз-ТВ. Там Широков ведёт программу «Человек с гитарой». Перед ним сидит Михаил Башаков и исполняет ему что-то типа «…у меня под крылом солнце, у меня под крылом…» Широков в это время держится за свою лысую голову, напрягает все извилины, которые у него есть, мучительно придумывая, что бы такое ему спросить у своего гостя. Потому что он первый раз в жизни его видит, хотя претворяется, что знает о нём много. Башаков заканчивает песню, и Широков говорит: «Михаил, у Вас такие тексты! Это же надо слушать, а публике сейчас не до этого. Как Вас, Михаил, в Москве принимают?» На что Башаков ему отвечает: «Знаете, мне довелось отыграть здесь несколько концертов, и я понял, что людей всё-таки интересует высокая поэзия». Тут я засмеялся, выключил телевизор и потом долго напевал: «Такая тема, врубайся страна! Люди хотят поэзии на…» Так что Башаков послужил неким стимулом к написанию этой песни.

Ты общаешься с зоопарковской тусовкой?

А есть какая-то зоопарковская тусовка?

Комаров, Башаков, Арбенин, Новицкий, ИвАнов…

Нет, никогда с ними не общался. С Максом ИвАновым мы пересекались на студии: «Торба…» сейчас как раз записала новый альбом. Кстати, у меня создалось впечатление, что Макс ни с кем не тусуется – он сам по себе. Очень надеюсь, что и Башаков когда-нибудь оторвётся от этих людей… Он всё никак не может, постоянно туда скатывается!

Башаков достоин лучшей судьбы?

В нём есть потенциал. Михаил мог бы делать что-нибудь интересное, что-нибудь другое, а он постоянно сползает к бардовской песне. Ему никак не набрать коллектив, или он не хочет этого.

У него же есть «Башакоff-band»?

Есть одно название, а коллектива, по большому счёту, нет. И делают они что-то не совсем то. Недавно вот на «Нашем Радио» случайно услышал песню «Мы никогда не умрём»…

Летом эфир забомбила композиция «Не парься – будь счастлив!»

Да, как-то Миша подошёл ко мне и спрашивает: «Ты знаешь Бобби Макферрена?» Я ему: «Кто ж не знает старину Макферрена!» Он: «Ну вот, я тут сочинил новую песню, перепевку “Dont worrybe happy”». Я ему говорю: «Миша, объясни, зачем тебе это надо? Ну, допустим, насчёт “Элис” ты ещё можешь отбрехаться, мол, пошутили один раз, всем смешно. Но второй раз тот же фокус не пройдёт – скажут, что Михаил Башаков в каждом своём альбоме берёт какую-нибудь замечательную композицию и портит её. И если новый альбом Михаила Башакова выйдет без какой-нибудь испорченной музыкальной композиции, то люди скажут, дескать, нет в альбоме ни одной достойной песни». А Миша отвечает: «Вот я её сделал, и мне сразу дали денег на запись альбома. А так бы в жизни не дали».

К тому же только подобные песни берут в эфир радиостанции. Законы формата!

Я думаю, что нужно менять формат. Мне, честно говоря, казалось, что с сегодняшними раскладами песня «Поэзия» никогда не попадёт на радио. Люди, которые там работают, мне прожужжали все уши относительно того, что это, дескать, неформат. Хотя на самом деле формат создают именно они. Он абсолютно не зависит от пристрастий и пожеланий слушательской аудитории. К примеру, «Наше Радио» сейчас просто невозможно слушать! Там звучат ТАКИЕ группы, ТАКИЕ пошлые песенки!..

…и не просто звучат, а занимают лидирующие места в «Чартовой Дюжине»!

Да, это называется «Калейдоскоп Уродов». И при этом, Козырев говорит о каком-то там формате. Мне тут недавно сказали: солист группы «Мёртвые Дельфины» заявил в прямом эфире «Нашего Радио», что ему нравится группа «Полюса». Типа, мы должны гордиться! Что такое «Мёртвые Дельфины», я потом случайно услышал… М-да…

А кто для тебя в сегодняшней музыке является авторитетом?

В этом городе я очень люблю ходить на группу «Маркшейдер Кунст». Наверное, самый хороший коллектив. «АукцЫон» люблю. Это уже такой столп, группа поистине мирового качества.

А из западных? На кого, может быть, ориентируешься?

Ни на кого я не ориентируюсь, поскольку, чем меньше ты слушаешь чужой музыки, тем больше у тебя своей. А в принципе, есть что послушать и на западе: «Dave Matthews Band» я люблю, Джефа Бакли.

Не самые разрекламированные имена…

Ну, да, «Dave Matthews Band» никогда не занимались рекламой, они не снимали никаких клипов, ничего. Они даже афиш не вешали! Тем не менее, на концерт в «Уэмбли» билеты, за месяц выброшенные в продажу, разошлись за 20 минут. Это о чём-то говорит! У нас о них частично известно по работе в альбоме Сантаны.

 

 

…ни клубных тусовок, не бегай с утра, ни поцелуя белого яда…

Расскажи про выступление на МАКСИДРОМе. Страшно было?

Да нет, там просто не успеваешь испугаться. Организация самого мероприятия очень жёсткая, поскольку всё это сопряжено с телеэфиром, и там бегают такие люди с микрофонами и кричат: «Так! Всё! 40 секунд до выхода! Готовы???» Как только заканчивает выступать большая сцена, моментально включается малая. Похоже на достаточно интенсивный перформенс.

Адреналина в крови и дрожи в руках не было?

Всё это было где-то до третьего такта. А потом ты смотришь на людей, которые перед тобой. Они такие бодрые, руки тянут. Так что страх проходит.

Много успели сыграть?

На малой сцене все участники играли по одной вещи.

Есть ли у тебя какой-нибудь пунктик? Слова, к примеру, не боишься забыть?

Нет, слова никогда не забываю. Вообще. Это, видимо, свойство моей памяти. Неприятно бывает, когда струны рвутся. Правда, последнее время и струны рваться перестали. Чудеса!

Акустический фестиваль «Третья Лестница» был твоей первой серьёзной пробой? Я слышал не самые лестные отзывы…

Тогда мы планировали играть даже не акустику, а полуэлектричество, с барабанщиком Володей из группы «B.G.mot». Неплохой барабанщик… Но у него была одна проблема – он жёстко пил. Жёстко! И как раз перед фестивалем он забухал так, что был не в состоянии выступать. И нам пришлось играть полноценную акустику. Первый блин оказался комом. С тех пор играем электричество.

Расскажи про клип на «Поэзию». Это ведь воплощение не твоих идей?

Нет, идеи были не мои. Это сделали два человека – Ира Симеониди и Ян Кравцов. Они очень долго спорили по поводу этого клипа, чуть не порвали друг друга. Я никогда не думал, что можно так отстаивать мультипликационные персонажи. Изначально мы решили не показывать свои физиономии и сделать обязательно анимацию, чёрно-белую, никак не связанную с сюжетной линией песни. Ведь очень просто было бы наснимать разных обрубков – клубных тусовок, бега с утра – и показывать их. Получился бы клип для инвалидов умственного труда. Но мы решили сделать что-то совершенно иное. Это иное и получилось. Полный неформат! Когда я увидел наш клип на MTV, я подумал, что всё – мир закончился.

Главный герой не с тебя списан?

Не с меня. Мы потом увидели человека, с которого он был точно списан. Главный герой – это такой собирательный персонаж, который стремится к прекрасному. Таких же людей очень много: приедут откуда-нибудь и стремятся… к прекрасному.

 

 

…ни стильных прикидов, ни отдыха в Грузии, ни выход в финал футболистов «Боруссии»…

На заре своего творчества ты ведь играл на бас-гитаре в проекте Николая Рубанова «С.К.А.»?

У меня тогда на Петроградке была своя точка, где я осваивал бас-гитару. Там мы с Катей Фёдоровой («Бабс’лей», «Ива-Нова») иногда от нечего делать репетировали. А Коля Рубанов как раз выгнал из «С.К.А.» басиста за два дня до концерта в «JFC». И вот он приходит и говорит: «А может ты сыграешь на бас-гитаре?» Выдали мне кипу нот, я два дня и две ночи сидел над этой кипой и потом играл, как идиот, с пюпитром. После этого пару лет я музицировал в «С.К.А.» Съездили мы даже в Швецию на джазовый фестиваль.

Буржуи интересуются такой нашей музыкой?

Да, буржуи интересуются. У них, правда, две реакции: либо глаза на лоб лезут от восторга, либо… Просто по тем временам группа «С.К.А.» была чистым безумием.

Группа оправдывала своё название полностью?

Да! «Союз Коммерческого Авангарда», абсолютно точно! Помню, на этом фестивале перед нами играл коллектив «Big Mother»: дядьки лет 40-ка мочили стандартный блюз; сама же «мама» – невероятных размеров негритянка в блестящем платье, стилизованном под рыбную чешую. И после них на сцене появляется группа «С.К.А.»: Рубанов достаёт сифон (инструмент выглядит как саксофон, только сделан из канализационных труб) и начинает из этого извлекать звуки. Конечно, все в шоке. После концерта подбегает к нам один швед и говорит: «Я думал, что джаз умер, но вы, парни, заставили меня поверить в то, что джаз жив!»

У большей части населения нашего города аббревиатура «С.К.А.» ассоциируется со Спортивным Клубом Армии. Ты к спорту не близок?

Нет, уже давно.

И даже «серебро» Зенита тебя не порадовало? Некоторые питерские рокеры – Женя Фёдоров, Саша Васильев – любят публично высказаться по этому поводу. Ты ещё не сделал официального заявления?

Ещё нет.

Тогда у тебя есть уникальнейшая возможность это сделать!

То, что «Зенит» – чемпион, я вижу уже давно, на стене собственного дома. Дом много лет не красили: как написал кто-то, так это и висит. Поэтому, когда мне сказали, что клуб завоевал серебро, я очень удивился и даже расстроился. Я ведь всегда думал, что «Зенит» – чемпион!

А «…выход в финал футболистов “Боруссии”…» – это была оговорка по Фрейду или всё задумывалось изначально?

Я хотел показать, что это фактически одно и то же. Это одинаково для меня безразлично: «Боруссия», Белоруссия… Я же не политик, в конце концов!

Аполитичность – твоё кредо?

А чего туда лезть? Там достаточно плохих людей и без нас.

И поэтому на выборы ты не ходишь?

Почему, я посещал выборы, даже несколько раз. Чаще всего, чтобы проголосовать против всех.

Так же ты поступил и на последних выборах губернатора?

Знаешь, одна моя знакомая девушка воскликнула: «Как? Женщина в губернаторы???» Я у неё спрашиваю: «А что такого?» Она отвечает: «Женщину нельзя в губернаторы!» Я: «Почему?» Она: «Ну, у женщины же не может быть всё нормально с головой!» И я пожал ей руку. Она сама это понимает. Хотя может быть, Матвиенко не женщина?

Всё возможно. Курёхин же говорил, что Ленин – это гриб…

Матвиенко, может быть, тоже гриб. Грибы же не бывают женщинами или мужчинами. Там уже какие-то другие законы работают…

…грибы размножаются спорами…

…ну да. Они спорят. И размножаются.

 

 

…ни западных схем, ни восточных традиций, ни удовлетворения личных амбиций…

Сегодня весьма символичный день – 7 ноября. По всей стране одни люди празднуют очередную годовщину Октябрьской Социалистической революции, другие – день Согласия и Примирения. Полюса, одним словом. Что для тебя значит этот день?

Для меня это лишний выходной; не важно, по какому поводу. Согласия и примирения в обществе не наблюдается, а революцию праздновать как-то глупо. Зато всем приятно внеочередной раз не выходить на работу.

Но если бы революция происходила на твоих глазах, ты, как представитель творческой интеллигенции, принял бы её или бежал в эмиграцию и писал бы оттуда гневные письма и статьи?

Сложно сказать. Я был бы ни за белых, ни за красных, это точно. Я дрался бы за анархистов.

А сегодня что могло бы заставить тебя идти на баррикады?

Ну, если бы там построили сцену, с хорошим аппаратом, я думаю, что запросто пошёл бы на баррикады.

Чем, помимо музыки, занимаешься? Что кормит тебя?

Занимаюсь фотографией. Я фотограф. Ты, кстати, не видел на сайте чёрно-белые фотографии – я там в тельняшке и папахе? Зайди обязательно! Это мы с Катей Фёдоровой на даче у её родителей снимаем хронику а-ля будни деревенской семьи. Автопортрет!

Свой личный сайт, посвящённый фотографии, не хочешь открыть?

Да нет, хочу довести до ума нормальный сайт «Полюсов». Он уже почти готов. Сделан в том же стиле, что и клип на «Поэзию». Люди хотят поэзии!

Будет новый адрес? Polusa.ru?

Прикинь, polusa.ru – занят. Более того: занят домен polusa.com – это некое совместное польско-американское предприятие, «pol» и «usa». Так что, пока не знаю, на чём мы остановимся.

Ты честолюбивый человек?

Да, конечно!

А как ты понимаешь честолюбие?

Знаешь, мне вот не всё равно, как я выйду на сцену, как сыграю и спою. Чтобы это было не просто, а очень хорошо. Чтобы мне самому это нравилось. Судья – он ведь сидит внутри. Люди вокруг могут говорит чёрт знает что! Меня вот постоянно убеждают в том, что «Полюса» похожи на всё, от «A-HA» до Андрея Макаревича. Иногда даже обидно! Поэтому не стоит слушать окружающих – надо ссылаться только на главного судью.

Про честолюбие я спрашивал в том смысле, что раньше ты был лишь басистом известного в узких кругах проекта, а теперь ты – фронт-мен набирающей популярность группы. Захотелось побыть в кадре?

Да нет. Просто существовали собственные идеи, и их необходимо было реализовать. А играть параллельно в двух коллективах я счёл невозможным. Ни там, ни там не вышло бы полной отдачи. Это плохо для обоих проектов и, прежде всего, для себя самого. Поэтому я остановился на «Полюсах».

«Полюса» – это единство и борьба противоположностей?

Да, это возможность использовать в творчестве как минимум два противоположных изобразительных средства. И вообще, по-моему, очень хорошее название для группы. Приличное. Не «Спермадонорс» какой-нибудь!

Вы гастролируете?

Ездим потихонечку. 14-го ноября будем играть в Волгограде. 16-го – в Москве, в «Китайском лётчике Джао Да».

А в родном городе когда же?

Скорее всего, 29-го ноября, во «Фронте». Всех приглашаю!

 

 

 

неспешную беседу с Ильёй Разиным  вёл

Питер Пэн

 

фотографии взяты с сайта http://polusa.nm.ru

 

Hosted by uCoz