«МЫ СЕБЕ ДАВАЛИ СЛОВО…» …принято
считать, что группа «Машина Времени»
– это есть легендарный
рок-коллектив советского и постсоветского периода отечественной культуры.
Спорить с этим никто не станет, да и если задуматься: какого рода споры
вообще могут возникать по поводу данного коллектива? Последний концерт
безоговорочно дал понять, что никаких споров не может возникнуть по
определению. Формула здоровой легендарности, которую вывел Андрей Вадимович
тридцать лет назад, безукоризненно работает и по сей день… …что сегодня есть МВ? Безусловно, это потрёпанный временем и
алкоголем герой кулинарных искусств под абажуром Макаревич, уже явно всё на
свете повидавший и давно привыкший ничему не удивляться. Это, конечно же,
неизменный блюзовый раздолбай Маргулис под руку с басистом-вокалистом
Кутиковым и импозантным старцем-барабанщиком Ефремовым, а также совершенно
необъяснимым образом сменивший за клавишами Петра Подгородецкого Андрей
Державин (если кто не в курсе: давным-давно, в году этак 1993, если мне не
изменяет память, была такая попсовая песенка «Не плачь, Алиса», автором и
исполнителем которой как раз и был нынешний клавишник МВ). Однако, звёздный
состав – это ещё пол дела. Нынешняя Машина, неподвластная Времени, заводит
полный «Октябрьский» с первых же аккордов. «Серый рассвет, серый проспект, ночью прошла гроза, мокрый асфальт – город продрог со сна…»
Если задаться вопросом, почему МВ невозможно запеленговать ни на одно сборном
концерте, то ответ вливается в уши сам собой, когда слышишь этот отточенный
до абсолюта великолепнейший звук. «Чтобы отыграть хороший концерт, к нему
надо относится, как к последнему» – такая мысль приходит в голову при виде
двух бас-гитар, которые в процессе выступления то и дело менял Кутиков,
«стратокастера» и двух полуакустик Маргулиса, огромного синтезатора «Cord» и маленького «Rolland’a», коими
орудовал Державин, проверенных временем «маршалловских» комбиков. Свет
продуман до мелочей. Аранжировки идеальны. МВ своим примером даёт понять, что
и в России можно играть живьём хорошо… …play-list концерта
был вполне предсказуем: «Он был старше её…», «Мир прогнётся под нас», «Место,
где свет», «Шанхай-блюз», «Марионетки», «Мой друг». По просьбам трудящихся исполнили (кто бы сомневался J ) «Костёр»,
«Скачки», «За тех, кто в море», «Поворот». Конечно же, на бис была «Свеча».
Ждать, что Макар и Ко споют что-нибудь древнее или редкое, например «Паузы»,
«Снег», «Кафе ЛИРА», «Дай мне руку, душа моя», совершенно бессмысленно. Да и
зачем? Они знают, чего от них ждут. Они дают это. Они давно не заморачиваются
по поводу коммерции в музыке. Им плевать на эти расклады. Они – рокеры и они
– звёзды. «Звёзды не ездят в метро…» …и думается также, что «Машина
Времени» – это некий эталон. Не только качественной игры и классных песен.
Это ещё и эталон честности. Прожить жизнь так, что не было мучительно больно
за бесцельно прожитые годы, и говорить только те слова, за которые ты всегда
и всюду будешь в ответе, – невероятно сложная задача. А вот этому стоит
поучиться очень многим русским музыкантам всех возрастов и
направлений... |